Организация полевого качественного исследования
О курсе
Данный курс — первая отечественная разработка системы подготовки полевых исследователей и организации полевого исследования, где для решения исследовательских задач выбраны качественные методы.
Система опирается на методологию «двойной рефлексивности» Теодора Шанина и методику организации полевого исследования и позволяет выделить из искусства полевого исследователя элементы ремесла, которые лежат в основе успешного владения методом интервью, наблюдения и др.
Курс представляет собой обучающий формат школы-студии, где необходимые теоретические и методические знания предоставляются слушателю по мере прохождения им фаз цикла полевого исследования, которое он непосредственно сам проводит, участвуя в занятиях.
Для кого этот курс
- Специалист по анализу данных из отдела маркетинга
- Социолог
Вы узнаете про
- Метод «длинного стола» и методологию «двойной рефлексивности» Т. Шанина применительно к организации полевого качественного исследования
- Логические схемы и алгоритмы организации качественного полевого исследования
- Восемь фаз цикла практики полевого исследователя
- Теоретические и эмпирические обоснования объема выборки в качественном исследовании
Вы научитесь
- Преобразовывать общую тему исследования в цели и задачи полевого исследования
- Создавать ключевой исследовательский вопрос и его тестирование
- Конструировать «восьмиоконную модель выборки» для качественных исследований
- Вести полевой дневник
- Выстраивать внутреннюю структуру интервью, устанавливать первый контакт с респондентом
- Вести протокол и архив исследования
- Выдвигать первичные гипотезы
- Проводить упражнения для развития общей полевой подготовки исследователя (рефлексивности, критико-аналитического мышления, умение работать в группе)
По окончании курса вы получите Рейтинг UNIWEB.
Содержание программы
Организация полевого качественного исследования
-
Введение в курс
- Необходимость создания метода длинного стола
- Этапы создания метода длинного стола
- Этапы полевого исследования и цикл производства полевого исследователя
- Фазы цикла производства полевого исследователя
- Ошибки старта исследовательского проекта
-
Организация полевого исследования и подготовка исследователя на этапе «до поля»
- С чего начинается исследование методом «длинного стола»
- Установление общего языка
- Что такое «качественное исследование»?
- Инструменты качественного исследования
- Пример: прогноз участника курса на успех в обучении
- Пример: как из анкетера становятся интервьюером
- Исследователь как инструмент исследования
- Полевой дневник: содержание и функции
- Полевой дневник: функции и форма
- Рефлексия как инструмент исследования
- Интервью как инструмент исследования
- Трансформация общей темы исследования в цели и задачи полевого исследования
- Замысел исследования
- Компетенция и компетентность
- Ключевой исследовательский вопрос
- Формирование ключевого исследовательского вопроса
- Тестирование ключевого исследовательского вопроса
- Гипотеза в качественном исследовании
- Создание продуктивной гипотезы
- Установление взаимосвязей
- Выборка в качественном исследовании
- Проблема ложного «снежного кома» в гомогенной выборке
- Восьмиоконная модель выборки для исследовательского интервью
-
Работа «длинного стола» на этапе «в поле»
- Базовая структура исследовательского интервью
- Согласие на интервью
- Безопасность и интерес к теме
- Компетентность в теме и «пустое пространство»
- «Двойная рефлексивность»
- Ключевой исследовательский вопрос
- Дополнительные КИВы. Вопрос о чувствах. Прощание с респондентом
- Как получить ответ на ключевой исследовательский вопрос
- Разница между вопросами «почему» и «зачем»
- Достоверность данных качественного исследования
-
Работа длинного стола на этапе «после поля»
- Анализ данных исследования
- Выбор способа кодирования информации
- Естественные, неестественные и противоестественные коды
- Объединение кодов в категории
- Прикладное исследование
- Научно-прикладное исследование
- Концепт Роджерса
- Пример: Практические преимущества традиционного образования
- Примеры из интервью: тренинг и курс
- Ответ на ключевой исследовательский вопрос
- Этика полевого исследования
- Индивидуальные стили полевого исследователя
- Преданализ первичных данных полевого исследования