20 марта 2014

Дистанционное образование, день сегодняшний

Продолжаем наш цикл статей о прошлом, настоящем и будущем дистанционного образования. Урок истории завершен, давайте поговорим о нынешнем дне.

Определимся с терминами

Для начала необходимо прояснить тонкую разницу между “открытым образованием” и “дистанционным образованием”, которые сегодня часто путают. Термины введены автором для удобства общения в рамках статей.

Открытое образование - это предоставление в свободном или платном доступе некоторого объема контента, в котором студент разбирается сам. Примерами могут быть: Академия Хана, Webinar.ru/Comdi и другие ресурсы, которые собирают в себе множество одиночных роликов или микро-программ обучения.

Дистанционное образование - это полноценная системная программа обучения, позволяющая дистанционно получить некоторый уровень квалификации по той или иной специальности. Причем, дистанционное образование не всегда является самостоятельной образовательной программой, а может быть частью курса, в котором смешаны оффлайн-, и онлайн-формы обучения.

Открытое образование

Фактически, сегодняшнее открытое образование - это видеоролики и вебинары. В России безусловным лидером этого сегмента является объединенная компания Webinar.ru/Comdi: в среднем в 2012 году на их платформе проведено около 328 000 вебинаров, почти 1000 вебинаров в сутки.

Михаил Перегудов, директор по маркетингу Webinar.ru/Comdi “Рынок постоянно растет интенсивными темпами: только за 2012 год количество проведенных на нашей платформе вебинаров увеличилось более, чем в 8 раз, по сравнению с 2011 годом.”

По типу вебинаров на платформе Webinar.ru/Comdi лидируют бесплатные обучающие мероприятия, затем с небольшим отрывом идут бесплатные маркетинговые рекламные вебинары и платные образовательные вебинары от тренинговых компаний.

В целом, более 70% пользователей предпочитают бесплатные мероприятия. Это подтверждается огромной популярностью Академии Хана и бесплатных курсов от Coursera (которые совсем скоро станут платными и количество студентов наверняка сильно сократится).

Распределение количества слушателей по различным видам вебинаров на платформе Webinar.ru/Comdi 

По типу вебинаров на платформе Webinar.ru/Comdi лидируют бесплатные обучающие мероприятия, затем с небольшим отрывом идут бесплатные маркетинговые рекламные вебинары и платные образовательные вебинары от тренинговых компаний.

В целом, более 70% пользователей предпочитают бесплатные мероприятия. Это подтверждается огромной популярностью Академии Хана и бесплатных курсов от Coursera (которые совсем скоро станут платными и количество студентов наверняка сильно сократится).

Распределение студентов по городам и странам тоже довольно предсказуемое: чем больше в городе людей и чем больше там развит широкополосный доступ в интернет, тем больше участников вебинаров. 

Распределение веса регионов по количеству слушателей на платформе Webinar.ru/Comdi 

По словам Михаила Перегудова, слушатели из Москвы составляют порядка 30% от общего числа, а остальное более-менее равномерно распределено по городам-миллионникам: чем больше жителей, тем выше активность. Ярко выделяется Казань, потому что в Татарстане активно развивается IT-отрасль в целом и тема дистанционного образования в частности. В Казани коллеги из Webinar.ru/Comdi даже открыли офис для более тесной работы с местным населением. По итогам личного тестирования во время гастролей РИКа могу сказать, что в Татарстане 3G работает зачастую лучше, чем в Московской области. Это вполне благоприятная почва для развития дистанционного образования.

Из республик СНГ наиболее активна Украина. Далее по количеству слушателей Казахстан и Беларусь, остальные страны СНГ почти незаметны.

Выделить конкретные популярные темы вебинаров очень тяжело, слишком велик разброс: от маркетинговых вебинаров оконных фабрик до обучающих вебинаров Сколково. Пока можно говорить разве что о популярной длительности вебинара. Обучающий вебинар: полтора-два часа, маркетинговый рекламный вебинар: час. Вебинары длительностью более 2 часов практически не проводятся, потому что преподавателю тяжело удержать внимание публики дистанционно.

Самое популярное время проведения вебинаров - будние дни. Вебинары "по работе" чаще всего стартуют в 12:00, "на личные темы" в 20:00. В выходные вебинары почти не проводятся. Средняя стоимость платного обучающего вебинара на час-два - 2000 рублей. Вебинары большей длительности и от звездных преподавателей могут стоить порядка 5000 рублей. Опять же, около 70% вебинаров проводятся бесплатно и являются инструментом для привлечения клиентов. Платить за вебинары публика в СНГ только приучается, поэтому потенциал этого рынка весьма велик.

Дистанционное образование

Во-первых, стоит отметить, что говорить о дистанционном образовании именно в России или СНГ немного странно. Сегодня люди в мире настолько тесно связаны, что имеет смысл говорить об общих трендах в развитии этого рынка и об отечественных проектах в частности.

Статистика США гласит о том, что в течение 2000-2001 учебного года 90% колледжей и университетов США использовали те или иные формы дистанционного обучения, причем 51% использовали видеоконференции, а 43% - специальные веб-платформы[1]. Сегодняшнее проникновение форм дистанционного обучения в США и других странах наверняка стало еще больше, но все это является лишь надстройкой над программой существующих классических учебных заведений. Сегодня нет речи о том, чтобы дистанционное обучение полностью заменило традиционные формы образования. Во многом это вызвано инерцией ВУЗов, но по большей части тормозят развитие именно  образовательные  министерства. 

Например, в России применение ДО пока регулируется приказом Минобрнауки РФ № 137 от 06.05.2005 и еще несколькими дополнительными документами, с их ключевыми недостатками:

  • нельзя применять компьютерное тестирование абитуриентов при приеме на дистанционное обучение;
  • ВУЗ не имеет права реализовывать программы ДО пиначе, чем через его филиалы;
  • нельзя проводить различные практики и мероприятия итоговой государственной аттестации в дистанционном формате.

Таким образом, все надежды эксперты возлагают на новые законопроекты.

Василий Солдаткин, первый вице-президент МТИ ВТУ "В новом ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» появляется гораздо больше «свобод» в применении и развитии ДО. В законе однозначно написано, что при реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся".

Что дальше?

Таким образом, у аккредитованных государством российских ВУЗов наконец-то появится официальная полноценная возможность обучать студентов дистанционно. Однако, степень свобод должна быть еще формализована в подзаконных нормативно-правовых актах Минобрнауки России, которых пока, к сожалению, нет.  Например, до 1 сентября 2013 года должны быть определены:

  • новый правовой порядок применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
  • условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Коллегам из МТИ ВТУ вторит Александр Оганов, генеральный директор компании Uniweb, которая занимается внедрением дистанционных форм обучения в российских ВУЗах. По его словам основными факторами риска, которые могут замедлить динамику развития ДО в России, являются:

  • замедленная активность по созданию новых законов в области ДО;
  • низкая скорость принятия решений в крупных ВУЗах;
  • принципиальным нежеланием авторов контента переходить в плоскость дистанционного образования.

Вот пример для наглядности: свой онлайн-продукт команда Александра вывела на образовательный рынок за 11 месяцев, Uniweb же потратил порядка 2 лет на формирование общего с ВУЗами-партнерами представления о том, как можно выстроить сотрудничество.

Распределение студентов дистанционного образования в регионах СНГ похоже на распределение слушателей вебинаров, с более заметным акцентом в сторону регионов. По статистике Uniweb порядка 80% студентов из СНГ приходится на Россию, из которых 20% - на Москву и Петербург. Среди других стран СНГ, так же, как и с вебинарами, активны Украина, Беларусь и Казахстан.

А что же дальше? Об этом поговорим в следующей, заключительной статье нашего цикла, мы поговорим с экспертами о будущем открытого и дистанционного образования в России и в мире. Попробуем разобраться, останутся университеты в живых, или же будут стерты с лица земли новым поколением онлайн-школ.

Статья предоставлена образовательным проектом РИК.

Как мы разрабатываем карты навыков и компетенций для платформы JetSkills

Как мы разрабатываем карты навыков и компетенций для платформы JetSkills

30 октября 2018, uniweb.ru

КНК — это комплексная система знаний, навыков и личностных особенностей, необходимых сотруднику для соответствия профилю должности.

Решили поддержать HR JOKER 2018

Решили поддержать HR JOKER 2018

16 августа 2018, uniweb.ru

8 сентября онлайн-конференция для digital-фанатов

Похороны традиционного обучения, или Как развивать персонал с помощью технологий индивидуального обучения на платформе JetSkills

Похороны традиционного обучения, или Как развивать персонал с помощью технологий индивидуального обучения на платформе JetSkills

25 июня 2018, uniweb.ru

Сегодня у нас радостный день. Похороны. Давно пора избавиться от устаревшего и неэффективного, такого привычного… традиционного обучения!